Ежегодный 24 –й конгресс Европейской ассоциации гинекологов эндоскопистов в Будапеште
24-st ESGE Annual Congress, 7-10 October, Budapest, Hungary, 2015.
В работе конгресса приняли участие более 1600 врачей со всего мира.
Актуальными направлениями научных тем конгресса были:
- миомэктомия
- оперативное лечение инвазивных глубоких форм эндометриоза
- безопасность выполнения гистерэктомии
- тактические и технические аспекты лечения рака эндометрия
- лапароскопический доступ, как стандартная процедура, в лечении рака яичников
- генитальный пролапс
- обучение лапароскопической хирургии и гинекологии.
МИОМЭКТОМИЯ
В очередной раз было отмечено, что лапароскопическая миомэктомия является золотым стандартом в лечении миомы матки (как открытым, так и лапароскопическим доступом), остальные методы - эмболизация маточных артерий, ФУЗ - абляция, медикаментозная терапия, являются вспомогательными, используются только по строгим показаниям и не имеют самостоятельного значения в лечении миомы матки A. Wattiez (Fr).
Обучение лапароскорической миомэктомии должно проводиться тщательно, так как от уровня владения ручным швом зависит качество шва и рубца на матке естественно результат при беременности и родах.
Методика профессора К. В. Пучкова лапароскопической бескровной миомэктомии начала активно внедряться в Европе, так S.Brucker (Germany) сообщил уже о 180 операциях лапароскопической миомэктомии с временным пережатием маточных артерий с очень хорошим клиническим результатом. Профессор Пучков К. В. обладает опытом более 1100 операций с временной окклюзией артерий при миоме матки (2009-2015 г. г.).
ЭНДОМЕТРИОЗ
Отмечено, что только правильное выполненное оперативное вмешательство может реально помочь в лечении глубоких инвазивных форм эндометриоза. Были показаны разные техники иссечения ретроцервикальногоэндометриоза с использованием биполяра A. Wattiez (Fr) и монополярного тонкого электрода J. Keckstein( AT). Дискуссия по поводу преимущества резекции кишки или техники " шейвинг" закончилась принятием решения о четких показаниях к тому или иному методу удаления эндометриодного очага, без излишней приверженности хирурга к одному из них. Отдельно стоит отметить, что возрастает понимание гинекологов о важности каждого сантиметра прямой кишки и сохранение ткани при резекции. Поэтому все больше хирургов старается выполнить экономную резекцию, только в пределах пораженных тканей, и извлечь препарат максимально коротким путем. Так M. Andou (Japan) при низком расположении эндометриодного очага на прямой кишке выполняет извлечение препарата трансвагинально. Это полностью совпадает с концепции ей профессора К. В. Пучкова ( 2009 г. ) об индивидуальной подходе к извлечению препарата толстой кишки в каждом случае, тем самым уменьшая длину удаленной кишки в 3-4 раза, что очень позитивно отражается на результатах лечения и качестве жизни в отдаленном периоде. Все больше внимания стало уделяться ревизии подвздошной кишки и червеобразного отростка при эндометриозе, так как не выявленные очаги могут являться в дальнейшем причиной тонкокишечной непроходимости. Профессор К.В. Пучков предложил оригинальную методику удаления этих очагов путем шейвинга с использованием элементов микрохирургии, что позволяет сохранить кишку и отказаться от объемного удаления правого фланга толстой кишки при этом поражении.
В медикаментозном лечении эндометриоза сформулированная четкие положения о не целесообразности использования агонистов в предоперационной подготовке, а их назначение после операции, с противорецидивной целью, является оправданным и желательным.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ГИСТЕРЭКТОМИИ
Много докладов было посвящено этой теме и принципиального расхождения в понимании этого вопроса нет. Единодушно принято решение о четких показаниях к тотальной и субтотальной гистерэктомии, при возможности надо стремиться оставлять шейку матки, так как количество осложнений при этой операции меньше, а функциональные результаты и качество жизни пациенток лучше. Техника лапароскопической гистерэктомии отработана в деталях и при ее соблюдении, количество осложнений должны стремиться к нулю. Основные моменты - использование маточного манипулятора, создание окна в широкой связке, пересечение только восходящей ветви маточной артерии, ушивание влагалища или перитонизация брюшины выполняются только медиальнее культей маточных сосудов.
Много докладов было посвящено безопасной морцеляции матки и узлов миом, с точки зрения возможной контаминации брюшной полости при саркоме матки (встречается в 0,001% всех операций на матке). Для этого часть авторов и компаний предлагают специальные контейнеры для морцеляции. Другая часть, считает что частота и риск настолько малы, что не стоит это выделять в отдельную проблему, тем более пытаться запретить морцеляцию в практике хирурга.
ГЕНИТАЛЬНЫЙ ПРОЛАПС
В докладах звучало резкое снижение использования хирургами трансвагинальных сетчатых систем при гениальном пролапсе и увеличение количества операций по сакровагинопексии лапароскопическим доступом.
ОБУЧЕНИЕ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ И ГИНЕКОЛОГИИ
Отмечено, что современная медицина сталкивается с большой проблемой обучения молодых врачей по этическим и финансовым соображениям. В связи с этическими вопросами, во многих странах Европы и Америке, основной упор в процессе обучения переводится на отработку мануальных навыков с использованием механических и виртуальных тренажеров, а также выполнение оперативных вмешательств на минипигах(R.Botchorishvili (Fr).
Это в свою очередь требует больших финансовых затрат, а следовательно не может быть использовано рутинно, что негативно сказывается на качестве обучения.
В дискуссии профессор К. В. Пучков поделился своим опытом организации обучения в России, где на базе Швейцарской университетской клиники и Центра клинической и экспериментальной хирургии еженедельно проводятся мастер классы для врачей при поддержке компаний, которые производят хирургический инструментарий и оборудование. При этом клиническая часть транслируется в конференц зал офиса компании из клиники, а мануальные навыки врачи отрабатывают на тренажерах в специальных учебных классах офиса компаний Карл Шторц (Германия) и Ковидиен( Швейцария). Такое сотрудничество позволяет с одной стороны подать материал качественно, а с другой избежать не нужных затрат бюджетных средств.
Когда вы пишете письмо, знайте:
оно попадает мне на мою личную
электронную почту .
На все ваши письма я отвечаю всегда только сам. Я помню, что вы доверяете мне самое ценное — свое здоровье, свою судьбу, свою семью, своих близких и делаю все возможное, чтобы оправдать ваше доверие. Каждый день я по нескольку часов отвечаю на ваши письма. Направляя мне письмо с вопросом, вы можете быть уверены, что я внимательно изучу вашу ситуацию, при необходимости запрошу дополнительные медицинские документы. Огромный клинический опыт и десятки тысяч успешных операций помогут мне разобраться в вашей проблеме даже на расстоянии.
Многим пациентам требуется не хирургическая помощь, а правильно подобранное консервативное лечение, в то время как другие нуждаются в срочной операции. И в том, и в другом случае я намечаю тактику действий и при необходимости порекомендую прохождение дополнительных обследований или неотложную госпитализацию. Важно помнить, что некоторым больным для успешной операции требуется предварительное лечение сопутствующих заболеваний и правильная предоперационная подготовка.
В письме обязательно (!) укажите возраст, основные жалобы, место проживания, контактный телефон и адрес электронной почты для прямой связи. Чтобы я мог детально ответить на все ваши вопросы, прошу высылать вместе с вашим запросом сканированные заключения УЗИ, КТ, МРТ и консультаций других специалистов. После изучения вашего случая, я направлю вам либо подробный ответ, либо письмо с дополнительными вопросами.
В любом случае я постараюсь вам помочь и оправдать ваше доверие, которое является для меня наивысшей ценностью.
Искренне ваш, хирург Константин Пучков